Одна из наших наиболее укоренившихся идей о мужественности заключается в том, что мужчины не плачут. Им, конечно, позволено обронить скупую слезу на похоронах лучшего друга или всхлипнуть разок-другой, когда дверью прищемило палец. Но надолго терять контроль над своими чувствами простительно лишь женщинам.
И это больше, чем простое социальное ожидание, это – научный факт. Проведенное Немецким обществом офтальмологов в 2009 году исследование выявило, что женщины плачут в среднем в пять раз чаще мужчин, и длительность каждого раза вдвое больше. Между тем история полна печальных рыцарей, рыдающих монахов и плачущих любовников. Что случилось с благородным искусством мужских слез?Современный запрет
Запрет на слезы, предъявляемый мужчинам, настолько глубоко укоренился в обществе, что представляется некой биологически обусловленной врожденной характеристикой. Однако это не так. Данная установка – очередное проявление половой дискриминации. И это изобретение современности, поскольку литературные и исторические памятники указывают на то, что раньше отношение к мужским слезам было иным. Никто не думал рассматривать их как позорный признак слабости или женственности.
Греческая трагедия
Взять, к примеру, Илиаду Гомера, в которой доблестная греческая армия разражается диким плачем не менее трех раз. Царь Приам не только плачет, но рвет на себе волосы и ползает в грязи от горя. Зевс рыдает кровавыми слезами. И даже бессмертные кони Ахилла зашлись безутешным плачем при новости о смерти Патроклоса. Разумеется, Илиада не является достоверным источником информации о событиях прошлого. Однако ее с полным правом можно считать эталоном героического поведения в представлении древних греков.
Средневековый плач
Это возвеличивание мужского плача продолжалось в средние века, и тому находится множество подтверждений в исторических записях и в художественной литературе. В летописях того периода встречается эпизод, когда один посол заплакал во время обращения к королю Филиппу Доброму, и все свидетели этого выступления также бросились в рыданиях и стенаниях на землю. Во французском эпосе 11 века «Песнь о Роланде» поэт описывает рыдания 20 000 пораженных горем людей при известии о смерти Роланда. Возвышенный дух повествования убеждает, что слезные обмороки 20 000 рыцарей считались благородными, а не смешными.
Суровые самураи
Более того, рыдающие мужчины фигурировали не только в европейской культуре. В японской Повести Хайке, которую рассматривают как безупречно выверенный эталон поведения настоящего самурая, плачущие у всех на виду мужчины встречаются на каждом шагу. Вот, например, типичная реакция на новость о кончине главнокомандующего: «И каждый, кто слышал, друг ли, враг ли, рыдал до тех пор, пока не промокали до нитки рукава».
Любовные страдания
Кто-то скажет, что эти случаи исключительны, что так проходит публичное, церемониальное выражение горя. Но средневековые тексты изобилуют примерами того, как мужчины плакали от тоски по возлюбленным. Сам Ланцелот рыдает от разлуки с Гуиневер. И делает это на плече у другой благородной дамы, которая, тронутая его искренним горем, решается помочь влюбленным. Рыцари короля Артура сопровождают обильными слезами каждую рассказываемую ими же самими душещипательную историю.
Плач с достоинством
Еще более примечательно, чем все эти истории, то, что нигде не упоминаются попытки мужчин как-то спрятать свои слезы. Никто из рыдающих не делает вид, что ему что-то попало в глаз. Никто из присутствующих не отпускает глупые шуточки, пытаясь скрыть неловкость. И плачущие, и те, кто за ними наблюдают, держат головы высоко и не думают чего-либо стыдиться.
Незаметное исчезновение
Так когда же это прекратилось и куда это все исчезло? Никто не знает точного ответа на этот вопрос. Организованного антиплач движения в истории не было. Трактаты против мужских слез не писались, и лидеры глав и церквей не вводили меры наказания и не призывали на борьбу с мужскими рыданиями. Это произошло так медленно и тихо, что никто не заметил. Но уже в 18 веке сторонники культа чувственности увещевали мужчин быть более чувствительными, что свидетельствует о наличии проблемы выражения эмоций уже в то время.
Из деревни в город
Некоторые исследователи полагают, что слезы стали нежеланны тогда, когда от аграрного уклада жизни человеческое общество стало переходить к урбанистическому. Если ранее человек жил в окружении небольшого количества людей, каждого из которых он знал лично, то с появлением городов он вынужден был сосуществовать бок о бок с сотнями и тысячами незнакомцев. А открывать свои чувства незнакомцам вряд ли кому захочется.
Работа прежде всего
Преобладающее большинство рабочих мест горожанам предоставляли фабрики и заводы. Их владельцы знали, что установление тесных дружеских отношений в коллективе плохо скажется на производительности. Поэтому рабочим внушались мысли о том, как важно быть эмоционально холодными и концентрироваться лишь на своей работе. Так постепенно житель большого города разучился испытывать и выражать простейшие эмоции.
Свежие комментарии