Когда члены Большой двадцатки собрались в Лондоне в 2009 году для обсуждения методов борьбы с экономическим кризисом, сердитые британцы организовали акт протеста перед Банком Англии. Протестующие устроили... чайную церемонию. Их волновали не лопнувшие банковские вклады, не кредитный кризис и не ипотечный провал.
Их тревожило исчезновение времени на чайную паузу как показатель того, что с существующей капиталистической системой что-то не так. Митингующие кричали: «Мы здесь, чтобы возобновить традицию утреннего чая!» и передавали друг другу чашки и пирожные. Кажется, нет ничего более английского, чем чашка хорошего чая. Тем не менее были времена, когда англичане слыхом не слыхивали об ароматном напитке. В том, что целая нация в настоящее время не мыслит жизни без чая, виноваты женщины.Неловкая пауза
В Британии чай смазывает не только жернова капитализма, но и колеса межличностного общения. Когда англичане чувствуют неловкость, а они ее чувствуют, как гласит расхожий стереотип, постоянно, они просто пьют чай. Вот как пишет об этом антрополог Кейт Фокс в книге «Наблюдая за англичанами»: «Есть универсальное правило: если сомневаешься, — поставь чайник». Трудно представить, как проходила бы социализация англичан, не будь у них чая.
Чайная лихорадка
А времена без чая были: преобладающая часть истории туманного Альбиона проходила без него. Обычай пить чай пришел в Англию только в середине 17-го века, через столетие после того, как его стали пить в Португалии и некоторых других странах Европы. Но когда чайная лихорадка охватила Англию, масштабы ее были колоссальны. В 1700 году, через пятьдесят лет после появления чая на острове, англичане потребляли его в 200 раз больше, чем жители других стран. К концу 18-го века чайный рынок в Британии имел оборот 20 миллионов фунтов стерлингов в год.
Королевские повадки
Начало чайному сумасшествию положили женщины. Первая из них, Екатерина Брагансская, была португальской принцессой, которая в 1662 году вышла замуж за короля Англии Карла II. Екатерина придерживалась приобретенной в родной стране привычки чаепития, и приближенные к ней дамы, конечно же, активно принялись подражать королеве. Вскоре мода дошла и до высших кругов аристократии, представительницы которых стали подавать чай гостям после основных приемов пищи. Угощать чаем стало хорошим тоном, это ассоциировалось с престижем и аристократическими манерами.
Политический чай
Следующей была Королева Анна в начале 18-го века. Во время ее правления чай и политика были взаимосвязаны. Поэт Александр Поуп в своем произведении «Похищение локона» упоминает обычай королевы обсуждать государственные дела со своими министрами за чашкой чая. Неудивительно, что импорт чая Ост-Индийской компании стремительно возрос за время ее пребывания на троне.
Чайные садики
И хотя женщины подхватили обычай пить чай, они делали это преимущественно дома. Мужчины же проводили время в кофейнях, которых в Лондоне на тот момент насчитывалось около 2 000. Там они общались, читали газеты, обсуждали политику и пили кофе или чай. В наступившую за правлением Анны Георгианскую эпоху, однако, кофейни стали выходить из моды, уступив место новому веянию — чайным садикам. В них мужчины и женщины уже сидели вместе, наслаждаясь крепким чаем и галантным общением друг с другом.
Лекарство от слабости
Георгианская эпоха уступила место Викторианской, и к этому времени обычай послеобеденного чая был уже усвоен представителями не только высшего света, но и верхней прослойки среднего класса. Этот тренд предписывают еще одной женщине, герцогине Бедфорд. Рассказывают, что, когда в 19-м веке время ужина постепенно стало смещаться все ближе к вечеру, герцогиня часто жаловалась на чувство слабости, возникающее от голода около трех часов дня. По ее просьбе слуги накрывали стол с чаем и легкими закусками, которые поддерживали силы герцогини и ее ближайшего окружения.
Чайные комнаты
К концу 19-го века чай выплеснулся за пределы домов и гостиных и вылился на сцену общественной жизни под видом чайных комнат, отличных от уже упомянутых кофеен и чайных садиков. И здесь не обошлось без женщины. Легенда гласит, что одна из менеджеров британской хлебобулочной компании придумала подавать чай посетителям к любимым пирожным и печеньям. В 1884 году компания дала ей зеленый свет, и вскоре чайные комнаты стали возникать одна за одной по всей Англии. Идею подхватили и другие предприниматели.
Чай и эмансипация
Чайные комнаты сделали своим постоянным местом встреч суфражистки — участницы движения за предоставление избирательных прав женщинам. За чашкой чая с пирогом политические активистки составляли планы действий и горячо обсуждали последние события. Чайные комнаты рекламировались с суфражистских газетах. Во многих заведениях на чашках, блюдцах и чайниках красовались суфражистские слоганы, провозглашающие начало новой эры — эры женщин и чая.
Свежие комментарии