В июле 1944 года советские моряки пустили ко дну немецкую U-250. Лодка так бы и осталась лежать на дне Балтики, однако ее капитана допросила разведка. После допроса командование отдало приказ во что бы то ни стало поднять немецкую субмарину на поверхность и тщательно обыскать: СССР искал новую секретную торпеду.
U-250 успела выйти только в один боевой поход, 30 июля 1944 года зацепив торпедой советский малый охотник МО-105. К вечеру того же дня второй малый охотник, МО-103 под командованием старлея Коваленко засек немца гидрофоном и послал ему вниз пять глубинных бомб.
Гидроударом с дизельного отсека сумбарины снесло лист, через которые устанавливались двигатели. U-250 камнем пошла на дно, однако офицеры, в том числе и капитан Вернер-Карл Шмидт сумели выбраться к поверхности — всех офицеров взяли в плен и повели на допрос.
Еще до окончания допроса советскому командованию стала понятна ценность лодки: с финской территории (в ту пору захваченной немцами) начался массированный обстрел, к месту затопления U-250 двинулась целая немецкая эскадра.
Оставлять субмарину было нельзя. Операцию по поднятию U-250 осуществляла Рота осназа Балтийского флота, получившая в свое распоряжение несколько боевых судов и два понтона. Несмотря на все усилия немцев, лодку подняли и увели в Кронштадт.
U-250 поставили в сухой док и принялись тщательно изучать. В скором времени суета немцев вокруг затопленной субмарины прояснилась. На борту была шифровальная машина «Энигма», тайну которой Рейх пытался сохранить до последних дней войны. Но еще больший интерес вызывала модифицированная торпеда акустического самонаведения G7 es (T-5) «Zaunkönig».
Интересной была и сама лодка. U-250 относилась к типу VII, который пускали в серию последние годы. Тем не менее, изучить этот тип у советских инженеров шанса раньше не было. На основе трофейной «Немки» уже после войны создали советский проект 608.
А саму U-250 восстановили. До 20 августа 1945 года бывшая немецкая субмарина ходила под именем ТС-14 в качестве опытного корабля. В конце-концов подлодку все же пустили на металл — все ценные идеи с нее советские инженеры к тому моменту уже собрали.
Свежие комментарии