На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

TRENDYMEN

39 554 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Вечтомов
    Чем больше узнаёшь собак,тем меньше доверяешь людям...Собаки заметили н...
  • Владимир Алтайцев
    Явно, чя то  не современные  деревья  тогда  росли, а гигант ские  хвощи и папоротники.Как выглядел самы...
  • РОМАН Молчанов
    Эт и есть зеркало )))Мужчина изучал се...

Бедняки царской России: как они жили на самом деле и все ли было так плохо, как рассказывают

При коммунизме жизнь бедняков царской России рисовалась просто кошмарной. Реальность крестьянской бедности была не столь убогой, как ее изображали на агитационных плакатах — чаще это был выбор, обстоятельство или хитрость, а не трагедия. 

Бедняк в царской России — это не грязный человек в дырявом тулупе, сидящий в землянке.

Он вполне мог жить в добротной избе, питаться щами, иметь корову и просто не платить налоги, потому что продал землю брату и ушёл батрачить. 

После отмены крепостного права в 1861 году большинство крестьян получили статус свободных граждан, получили возможность брать беспроцентные ссуды на выкуп земли, заводить органы местного самоуправления, обращаться в больницы и учить детей в сельских школах. 

В деревне появились сельсоветы, земские врачи, школы и даже почта. Но на фоне этих реформ возникло новое явление — бедность, не как абсолютная нужда, а как социальная категория с гибкими границами. В разных регионах бедняк означал разное, а жили такие крестьяне часто не хуже так называемых середняков.

На Русском Севере, где крестьяне были вольными — государственными — и не знали крепостничества, избы строились из леса, который никто не запрещал рубить. Даже бедные могли позволить себе большой, тёплый дом с резными наличниками и запасом дров на зиму. 

Здесь земля была скудная, урожаи низкие, но строиться можно было широко — и делали это поколениями. Бедность в этих условиях не была приговором, а означала лишь более скромный скот или меньшую пашню, но не отсутствие крыши над головой или еды на столе.

Складники — старики, вдовы и одинокие, которые передавали свою землю родственникам, а сами жили у них на иждивении. Все эти формы бедности были встроены в систему крестьянской жизни и воспринимались как нормальные. Они не означали деградацию или социальную катастрофу.

Часто в деревне считали таких людей хитрецами. Захребетниками. Людьми, которые не пашут, но едят. Особенно злились на тех, кто ушёл «на сторону» — на заработки в город, а потом присылал семье деньги. Такие зарабатывали больше, чем середняк с двумя лошадьми, но не платили налогов, не участвовали в сельской повинности, не работали на общину. 

Агитационные фотографии, на которых крестьяне сидят чумазыми на пнях возле развалин, часто делались в самые тяжёлые моменты — голод, эпидемии, неурожаи. Их снимали городские фотографы, не разбираясь, кто на фото: складник, вдова или просто семья, пережившая гибель кормильца. 

Такие образы потом использовались эсерами, марксистами и эмигрантами как доказательство «ужасов царизма». На самом деле, крестьяне жили сложно, по-разному, и нищета была не нормой, а крайним случаем.

В оригинале статьи есть видео с подробностями. Его можно посмотреть по клику на Источник.

Ссылка на первоисточник
наверх