В начале 1942 года налеты немецких ВВС парализовали производственные мощности стран-союзников. Потеря всего одного крупного предприятия, например по производству авиации или другой техники, могла быть критичной. Выход из ситуации союзники нашли в маскировке: гигантские заводы, цехи продукции, целые поля техники прятали за нарисованными домами и специально посаженными деревьями.
Сначала маскировка была относительно проста. В США после налетов японских ВВС прикрывали авиастроительные предприятия Южной Калифорнии, такие как Consolidated, North American и Northrop, запутанной паутиной тусклой краски и маскировочной сетки. Это позволяло размывать четкие линии зданий и путало вражеских пилотов.
Расположенные в городских районах предприятия таким образом скрыть уже не получалось, они в любом случае выделялись в ландшафте. К работе привлекли художников, декораторов и даже киношников. На крышах огромных сборочных цехов появлялись целые фальшивые кварталы, с реалистично выглядящими улицами, деревьями, дворами и домами.
Свои решения появлялись и для маскировки аэропортов, которые налетчики вычисляли по взлетно-посадочным полосам. Сбить с толку вражеских летчиков помогла картина визуального шума, состоящую из лужаек, зданий и дорог, пересекающих действующий аэродром. Все это было просто нарисовано прямо на земле, необходимой иллюзии объема достигали текстурой и перепадами высоты.
Фабрики по производству тяжелой техники прятали за иллюзиями городских кварталов. Рядом с отдельно стоящими заводами появлялись фанерные дома, по нарисованным дорогам перемещали ненастоящие машины, на крышах некоторых заводов сажали уже реальные деревья.
Все эти уловки вряд ли смогли бы обмануть и ребенка, играющего в шпиона. Зато они прекрасно работали на вражеских летчиков, которым приходилось выцеливать объекты с высоты в несколько километров. Необходимость в тотальной маскировке отпала уже к 1945 году — свое дело она выполнила.
Свежие комментарии