На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

TRENDYMEN

39 609 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Из жизненных наблюдений известно.Психологи назвали...
  • Виталий
    А Вам? Вы же в курсе...😂Психологи назвали...
  • Валерий
    снимите с неё порткиАманда Ли: идеаль...

Игральные карты могут быть полезными. Как устроены обучающие колоды

Образовательные карты — специальный формат колод, разработанный в Российской империи, чтобы использовать популярность азартной игры для обучения молодого поколения. Эти необычные учебники появились в XVIII веке и быстро заменили масти на азбуки и географические схемы. Именно такой метод, сочетающий развлечение и пользу, позволял дворянским детям без скуки усваивать сложные знания о географии страны.

Игральные карты появились в России в конце XVI столетия и быстро обрели высокую социальную значимость, войдя в обиход всех слоев общества. Изначально фигуры и масти отражали общественную иерархию. В отличие от шахмат, где выигрыш зависел только от мастерства, в карточную игру всегда вмешивался элемент удачи.

В XVIII веке эту повсеместную популярность решили использовать в педагогических целях. Образовательные карты — это колоды, специально созданные для молодого поколения, где традиционные символы мастей заменялись обучающей информацией. Их создание стало отдельной страницей в истории российского искусства и образования.

Среди образовательных колод, созданных с XVIII века, выделялись следующие основные функциональные виды:

Ранним образцом, получившим известность, являются карты, изданные географом и путешественником А.П. Шелеховым в 1799 году под названием «В пользу и забаву малолетним детям». На числовых картах этой колоды вместо мастей помещались изображения городов с указанием расстояния от Москвы и обозначением рек.

Наиболее детализированным и коммерчески успешным примером стал географический пасьянс, выпущенный в первой четверти XIX века Коллежским секретарем К.М. Грибановым.

Эта колода была фактически энциклопедическим пособием: каждая карта крестообразно разделена на четыре информационных поля.

На карте помещались:

Колода включала широкое географическое покрытие, представляя не только основные губернии, но и такие территории, как Царство Польское, Курильские острова, Чукотская земля и другие. Факт производства для детей подтверждало клеймо Императорского воспитательного дома, которое с 1819 года традиционно ставилось на бубновом тузе.

Реализация карт велась через Главный карточный магазин, а также непосредственно у самого Грибанова. В 1831 году «Санкт-Петербургские ведомости» объявляли о продаже этих географических карт по цене 8 рублей за колоду — значительная сумма для того времени за детскую игру.

В предисловии к игре автор прямо указывал на ее педагогическую цель: «...чтоб чрез забавное препровождение времени могли дети играючи оными затвердить как города и реки, так и краткое топографическое описание Российского государства». Уже в наше время образовательные кадры стали делать на разные темы: 

Таким образом, карты использовались как полезная замена обычным играм, давая детям «сугубую пользу и облегчение» в изучении землеописания уже в юном возрасте.

В оригинале статьи есть видео с подробностями. Его можно посмотреть по клику на Источник.

Ссылка на первоисточник
наверх