В далеком 1999 году Джек Ма запустил сайт для продажи товаров, произведенных в Китае – от бытовой техники и одежды до промышленного оборудования. За прошедшие 15 лет щуплому азиату удалось сделать свою бизнес-модель прибыльной, одолеть eBay в битве за рынок, провести рекордное IPO и помочь миллионам людей.
Философия бизнеса и жизни Джека Ма элементарна, и всему, что он говорит, можно придать форму заповедей. Как видно, чтобы войти в топ самых дорогих интернет-компаний мира, прыгать выше головы совсем не обязательно.
Неудачи – это инвестиции в успех. Жизнь Джека Ма условно можно поделить на две половины: до и после запуска Alibaba. Ма трижды поступал в университет, и трижды – безуспешно. Попробовав устроиться на работу в полицию, он получил отказ. Затем последовало собеседование в KFC, и из 24 человек отбор прошли 23 – Ма был тем самым единственным. Это лишь немногие из 30 работ, на которые он пытался устроиться. С одной стороны, нельзя сказать, что первую половину жизни судьба ему благоволила, но надо думать, что сегодня Ма оглядывается назад и благодарит ее за эти неудачи. Как бы банально это не звучало, все, что ни делается – все к лучшему.
Быть сумасшедшим – здорово. Отчаяние побуждает к импровизации и смелым идеям. С помощью своего американского друга Ма разобрался в принципах работы интернета, но на момент запуска Alibaba всего 10 миллионов жителей миллиардной страны были его пользователями. Собрать 17 человек в своей квартире для того, чтобы организовать интернет-ритейл, не владея при этом практическими знаниями о кодинге и онлайн-покупках – это как шаг в пустоту. Но за этот сегмент никто не отвечал, а Ма было нечего терять. Журнал Time называл его сумасшедшим, сотрудники банков его не понимали, а когда в 2004 году он запускал свою платежную систему Alipay, люди говорили, что не слышали ничего глупее. Теперь Alipay пользуются 800 миллионов человек, да и вся компания Ма себя неплохо чувствует.
Ищите не деньги, а доверие. У себя на родине Ма удалось то, что не удалось в США – найти инвесторов, вложивших в Alibaba в совокупности 25 миллионов долларов. Бизнесмен говорит, что это не было передачей денег – это было кредитом доверия и убежденностью со стороны инвесторов, что идея принесет плоды. Вкладчики дали компании возможность хорошо работать, и разумеется, что они ждали отдачи. Эти обязательства давили на Ма, но путь к звездам тернист – в расслабленной обстановке вряд ли бы случилось то, что случилось.
Работайте с людьми, а не с их кошельками. Особенностью системы Alipay было то, что продавец, разместивший товар на сайте TaoBao – втором после Alibaba онлайн-рынке, созданном командой Ма – получал свои деньги только после того, как товар достигнет покупателя. Но это неудобство для продавца компенсировалось тем, что система не брала комиссию за размещение товара на сайте и денежный перевод. Казавшаяся нежизнеспособной в области розничной онлайн-торговли модель сразу повернула компанию лицом к обеим сторонам сделки, за счет чего заручилась повсеместным доверием и достигла успеха на рынке.
Принимайте трудности как проверку. Надо сказать, что инновационная и гуманная стратегия сформировалась в условиях конкуренции – параллельно с TaoBao в Китае пытался устанавливать правила eBay, лидер отрасли. Джек Ма приходит к решению не брать с продавцов комиссии, чем деморализует eBay – там так не работают. Позже Ма объясняет свою победу по-восточному метафорически: «eBay – это акула в открытом море. Мы – крокодил в реке Янцзы. В открытом море акула нас съест, но в реке победа останется за нами». Здесь можно вспомнить и другие его слова, сказанные с точки зрения практика боевого искусства тай-чи: «Соблюдается баланс: вы тяжелый – я легкий, я могу подпрыгнуть – вы не можете». Поэтому сформулируем эту заповедь иначе: ищите достоинства в недостатках.
Самосовершенствуйтесь. Не нравиться людям, а быть уважаемым людьми – еще одно кредо Джека Ма. Вся его жизнь – это движение по пути личного развития. Сначала он загорелся идеей изменить мир, но в процессе понял, что меняется сам. «Изменить мир – это, возможно, проблема Барака Обамы», – сказал Ма. И в конце всего получается, что богатство и слава – это лишь побочные продукты; главная же цель – личностный рост, который никогда не прекращается.
Свежие комментарии