Человечество прониклось интересом к феромонам после широкого распространения посредством поп-культуры идеи о том, что неуловимое вещество повышает шансы встретить любовь или хотя бы заняться сексом. В голливудских комедиях их в рамках секретных экспериментов распыляют безумцы-ученые, превращая унылые будни офисных сотрудников в разнузданные оргии.
В рекламных роликах домов высокой моды духами с феромонами умасливают изящные шеи супермодели, намекая на истинную причину собственной привлекательности. Подтверждены ли мифы о неотразимой силе феромонов наукой – об этом мало кто задумывается. А зря.Свидание вслепую
В 2010 году десятки людей собрались в Бруклинской арт-галерее для того, чтобы нюхать грязные футболки. Это была не вечеринка фетишистов, а попытка узнать, как далеко могут завести чары обоняния. Идея вечеринки была проста: расстегнуть молнию одного из многочисленных пронумерованных мешков с чьей-то нестиранной футболкой и вдохнуть поглубже. Если запах показался привлекательным, – свидание с его обладателем было гарантированно. Слет нюхальщиков имел успех и вскоре подобные вечеринки проводились в Лос-Анджелесе и Лондоне.
Громкое открытие
Термин феромоны появился в 1959 году, когда ученые Петер Карлсон и Мартин Лушер из Мюнхенского университета в Германии заявили, что среди миллионов производимых животными молекул имеются особенные. Их природа сходна с гормонами в крови, но источает их поверхность тела, влияя на поведение и физиологию других существ.
Страсти тутовых шелкопрядов
В том же году был открыт первый феромон. Производимая самкой тутового шелкопряда молекула, которую назвали бомбикол, притягивала внимание самцов в радиусе несколько километров. Бомбикол идеально подходил под определение феромона. Он был прост, всего лишь одна молекула. Он срабатывал только с конкретным видом моли. Он неизменно вызывал стереотипную реакцию. Снова и снова самцы шелкопряда летели на открытую молекулу, даже если ни одной самки поблизости не виднелось.
Громкая слава
Публика была взбудоражена. Гормоны были старой новостью, феромоны – последним словом науки. Тема проникла сначала с научную, а затем и в популярную литературу. Каждая ветвь дерева жизни, от микробов до мышей, контролировалась невидимым веществом, которое повелевало всем и управляло поведением и психологией других. В воздухе, в океане и на земле фермоны направляли непрекращающийся поток жизни.
Открытие новых рецепторов у мышей
Исследования, посвященные феромонам, вошли в моду и стали обсуждаться далекими от науки людьми. Одни новооткрытые истины опровергались сразу же, иные задерживались подольше. В 1991 году произошел один из серьезнейших прорывов, когда ученые из Колумбийского университета в Нью-Йорке открыли у мышей группу обонятельных рецепторов, каждая из которых кодировалась одним геном. В носу млекопитающих каждый рецептор был связан со специфической отдушкой, вызывая поступление в мозг по нейронной цепи целого каскада сигналов.
Как распознаются запахи
Подобно обонятельному штрих-коду, различные соотношения и суммы таких сигналов переводятся в запахи. Впервые за всю историю человечества картина того, как мы ощущаем запахи, стала видимой. В 2004 году авторы открытия получили Нобелевскую премию. Тысячи ученых-энтузиастов по всему миру, вдохновленные открытием, приступили к попыткам применить новое знание к человеку.
Недостаток доказательств
Несмотря на значительные достижения в области знания о феромонах, достоверно так и не установлено, что доисторические обезьяны и высшие приматы, включая человека, так же распознают подобные химические сигналы, как мыши. У нас отсутствует вомерозальный орган в том виде, в котором он есть у мышей. Мало того, что он сводится к нескольким порам внутри носа, нервной связи между этими структурами и головным мозгом у приматов не существует. Это рудиментарный орган, бесполезное наследие глубокой древности.
Свежие комментарии