Нравы и обычаи донских казаков всегда резко отличались от привычек крестьян Центральной России. Их отношение к телу, чистоте и бане казалось современникам экзотикой, а иногда и дикостью. Культурный разрыв стал особенно очевиден в 1814 году, когда казаки после победы над Наполеоном вошли в Париж и на глазах у местных жительниц устроили купания в Сене вместе со своими конями.
Как описывают историки Александр и Лидия Самоваровы в книге «Русские в Париже в 1814 году», донские кавалеристы ежедневно приходили к реке, чтобы помыть лошадей, и сами с удовольствием ныряли в воду. Некоторые стеснялись и заходили в белье, но большинство купались «в чем мать родила», совершенно не обращая внимания на толпы французов и любопытных парижанок. Для самих казаков в этом не было ничего постыдного: вода и чистота были частью их воинской культуры.
Эта привычка шокировала не только французов, но и солдат из центральных губерний России, которые привыкли к совсем иным нормам. Те стыдливо отворачивались, глядя на то, как казаки плескались в реке нагишом рядом с конями.
На Дону и бани бани строили иначе, чем в остальной России. Отдельных парилок не возводили, их заменяли пристройки к дому, из которых можно было выйти во двор. Казацкие бани всегда топились «по-белому» и служили не только для мытья. Здесь чинили упряжь, лечили больных, принимали роды, а иногда и изгоняли «порчу».
Традиция мыться перед боем считалась незыблемой. Казаки надевали чистое белье, веря, что это придаст сил и защитит от болезни. Белая рубаха служила и в качестве перевязочного материала в случае ранения.
Казаки не пили сырую воду — её кипятили, добавляли зверобой или полынь. В крайнем случае в воду клали древесный пепел, чтобы очистить её. В бане использовали настои из десяти трав, а при тяжелой порче — из двадцати одной. Знахари натирали тело больного, читали заговоры и парили веником. Считалось, что после такого ритуала любое проклятие уйдет.
В бане запрещалось шуметь, ругаться и пить спиртное. Нарушение считалось оскорблением самого места, которое казалось святым. Даже воду готовили особым образом: настаивали на золе или брали дождевую, веря в её очищающую силу.
В отличие от центральной России, где мужчины и женщины мылись раздельно, у казаков в бане первыми всегда шли дети. Семья могла париться вместе, не разделяясь по полу. Это объясняет, почему донские воины в Париже так свободно чувствовали себя на Сене.
Чистота для казаков была не просто гигиеной, а частью боевого духа. Тело должно быть готово к испытаниям, душа — очищена, а рядом всегда стоял верный конь. Именно эта смесь практичности, обычаев и магии делала их быт уникальным и для русских крестьян, и для европейцев, с удивлением наблюдавших за казацкими ритуалами.
В оригинале статьи есть видео с подробностями. Его можно посмотреть по клику на Источник.
Свежие комментарии