На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

TRENDYMEN

39 588 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    Прошлые репортажи, а они бывают  не раз и гораздо интереснее о заброшенных штольнях на территориях бывшего Союза и Им...Находка грибника:...
  • Елена Александровна
    Ну и чушь! Очередная выдумка для того, чтобы молодые не общались со своим старшим поколением, чтобы рушились семьи, ч...Исследование: ста...
  • Maxim
    китайцы не зря во все соусы сыпят крахмал: для консистенции, наш кисель - по тому же принципу ..Итальянские учены...

Правила гигиены донских казаков, от которых даже в Париже краснели дамы

Нравы и обычаи донских казаков всегда резко отличались от привычек крестьян Центральной России. Их отношение к телу, чистоте и бане казалось современникам экзотикой, а иногда и дикостью. Культурный разрыв стал особенно очевиден в 1814 году, когда казаки после победы над Наполеоном вошли в Париж и на глазах у местных жительниц устроили купания в Сене вместе со своими конями.

Как описывают историки Александр и Лидия Самоваровы в книге «Русские в Париже в 1814 году», донские кавалеристы ежедневно приходили к реке, чтобы помыть лошадей, и сами с удовольствием ныряли в воду. Некоторые стеснялись и заходили в белье, но большинство купались «в чем мать родила», совершенно не обращая внимания на толпы французов и любопытных парижанок. Для самих казаков в этом не было ничего постыдного: вода и чистота были частью их воинской культуры.

Эта привычка шокировала не только французов, но и солдат из центральных губерний России, которые привыкли к совсем иным нормам. Те стыдливо отворачивались, глядя на то, как казаки плескались в реке нагишом рядом с конями.

На Дону и бани бани строили иначе, чем в остальной России. Отдельных парилок не возводили, их заменяли пристройки к дому, из которых можно было выйти во двор. Казацкие бани всегда топились «по-белому» и служили не только для мытья. Здесь чинили упряжь, лечили больных, принимали роды, а иногда и изгоняли «порчу».

Традиция мыться перед боем считалась незыблемой. Казаки надевали чистое белье, веря, что это придаст сил и защитит от болезни. Белая рубаха служила и в качестве перевязочного материала в случае ранения.

Казаки не пили сырую воду — её кипятили, добавляли зверобой или полынь. В крайнем случае в воду клали древесный пепел, чтобы очистить её. В бане использовали настои из десяти трав, а при тяжелой порче — из двадцати одной. Знахари натирали тело больного, читали заговоры и парили веником. Считалось, что после такого ритуала любое проклятие уйдет.

В бане запрещалось шуметь, ругаться и пить спиртное. Нарушение считалось оскорблением самого места, которое казалось святым. Даже воду готовили особым образом: настаивали на золе или брали дождевую, веря в её очищающую силу.

В отличие от центральной России, где мужчины и женщины мылись раздельно, у казаков в бане первыми всегда шли дети. Семья могла париться вместе, не разделяясь по полу. Это объясняет, почему донские воины в Париже так свободно чувствовали себя на Сене.

Чистота для казаков была не просто гигиеной, а частью боевого духа. Тело должно быть готово к испытаниям, душа — очищена, а рядом всегда стоял верный конь. Именно эта смесь практичности, обычаев и магии делала их быт уникальным и для русских крестьян, и для европейцев, с удивлением наблюдавших за казацкими ритуалами.

В оригинале статьи есть видео с подробностями. Его можно посмотреть по клику на Источник.

Ссылка на первоисточник
наверх