Черный рынок процветал в СССР с 1930-х годов. Дефицит товаров первой необходимости стал первотолчком к развитию подпольного бизнеса. И некоторые предприимчивые товарищи сумели сделать на этом огромные состояния: сегодня подпольным миллионерам Советского Союза наверняка бы посвятил статью Forbes, но в те времена единственная возможная для них статья содержалась в уголовном кодексе СССР.
Одними из первых «трикотажных» цеховиков стали Зигфрид Газенфранц и Исаак Зингер. В 1950-х годах они через родственников закупили партию прядильных станков и сырье в Чехословакии. Обустроили небольшое производство в пустующем помещении завода, наняли швей и дело пошло — дефицит одежды был настолько велик, что люди охотно переплачивали за качественные, пусть и подпольно изготовленные наряды.
В первый же год деятельности цеховики заработали сотни тысяч рублей, деньги на то время колоссальные. Первым испытания «медными трубами» не выдержал Газенфранц: построил гигантский дом, увешал жену бриллиантами, а себе выкупил у иностранного посла автомобиль. Рассказы о миллионщиках из скромного городка Фрунзе дошли до Москвы только в 1960-х годах. Но затем история начала развиваться гораздо быстрее и, к сожалению, для Газенфранца и Зингера она закончилась плачевно.
В конце-концов ситуацию взял под контроль лично Хрущев. По его приказу Рокотова арестовали в 1961 году. Задержали фарцовщика, когда тот забирал из камеры хранения свой знаменитый чемодан. Внутри милиция нашла полтора миллиона долларов. Конечно, такого своеволия советская власть дельцу не простила.
На след меховых спекулянтов вышли случайно. Милиция обнаружила у одного из грабителей при обыске шубы без отметки ГОСТа и цены. Расследование вывело на Дунаева, за ним «посыпались» и остальные дельцы.
Первым легальным миллионером СССР было суждено стать Артему Тарасову. В 1987 году, уже на закате страны он открыл в Москве первое брачное агентство. За пять дней контора принесла Тарасову 100 тысяч рублей — средняя месячная зарплата инженера на тот момент равнялась 120 рублям. Скандал поднялся громкий, предпринимателя признали спекулянтом, агентство закрыли.
Расчеты шли только наличными. К 1989 году кооператив Тарасова имел в кассе 100 миллионов долларов. Информация дошла до самого Горбачева, делом дельца занялись КГБ, ГРУ, КРУ Минфина, сам Минфин. Предпринимателю грозила высшая мера.
И здесь Тарасов нашел гениальный выход. Он за деньги стал гостем популярной телепрограммы и на всю страну рассказал о своем кооперативе. Материал попал в зарубежные СМИ, в СССР уже начиналась перестройка и бизнесмен сумел выйти сухим из воды.
Свежие комментарии