История полна примеров, когда одни люди чувствовали мир более объемно, чем другие. Художник Василий Кандинский утверждал, что может «слышать» и «трогать» цвета. Писатель Владимир Набоков видел буквы как объекты природы. Физик Ричард Фейнман часто описывал цвета в своих уравнениях. Что это: эксцентричные причуды или особое физиологическое состояние?
-
Твердая музыка и соленый красный
Когда в давние времена кто-то хвастался, что слышит предметы или знает вкус оранжевого цвета, его без промедления показывали священнику или врачу. Но уже с конца 18-го века, когда наука о человеке переживала пик развития, ученые и писатели заинтересовались явлением всерьез. Появилось смелое мнение, что виной всему не бесы и не душевная болезнь, а особое состояние мозга, которое назвали синестезией, от греческих слов «вместе» и «ощущение».
-
Привилегия гениев и детей
Сначала считалось, что синестезия присуща людям творческих профессий. Более того, полагали, что именно это состояние подпитывает их воображение и позволяет создавать шедевры. Со временем теория была подвергнута сомнению. Во-первых, не все гении обнаруживали такие способности. А во-вторых, некоторые исследователи стали замечать признаки синестезии у младенцев. В 1980-х ученые всерьез занялись изучением этой проблемы, но работа была затруднена тем, что младенцы не были склонны рассказывать о своих ощущениях.
-
Снова за дело
В 2011 году исследователи вернулись к изучению младенческой синестезии. Новые технологии позволили без вреда для испытуемых наблюдать картину активности мозговых зон при тех или иных раздражениях органов восприятия. Стало доступным понимание того, как младенцы видят формы и цвета, слышат звуки и ощущают прикосновения.
-
Абстрактный калейдоскоп
Младенцы воспринимают цвета и формы совсем не так, как взрослые. Что именно они видят, представить настолько же трудно, как пытаться объяснить человеку из 18-го века, что такое 3D кино. Несомненно, мир, который видят младенцы, богаче и объемнее нашего и не подлежит описанию словами.
-
Конец веселья
Примерно в восьмимесячном возрасте реакция мозга на внешние раздражители уже начинает походить на ту, что наблюдается у взрослых. Глаза начинают отвечать только за зрение, нос – только за обоняние, и так далее. Кажется, мозг начинает создавать соответствующие «папки» и педантично складывать в них поступающую информацию. Веселая кутерьма заканчивается, человек учится быть нормальным.
-
Задержаться подольше
Некоторые люди не очень успешно преодолевают эту стадию и подольше задерживаются в состоянии синестезии. Кому-то это приносит радость, как писателю, который может пробовать слова перед тем, как разложить их на бумаге. А кому-то не очень весело, если синестезия заставляет его физически чувствовать все то, что происходит с другим человеком.
-
Загадка без ответа
Синестезия была и остается малоизученным явлением. Верующие люди полагают, что она – остаточное явление от того прекрасного мира, из которого приходит душа каждого младенца. Нейрофизиологи считают ее одной из главных загадок мозга. Гении благодарят ее за способность более тонко чувствовать. А простым людям она дает возможность осознать, что этот мир интереснее, чем кажется.
Свежие комментарии